gurianoff (gurianoff) wrote,
gurianoff
gurianoff

Categories:

КУЛЬТУРА. ПОЧТАЛЬОН (фильм 1997 г.)

Недавно посмотрел фильм «Почтальон» 97-го года, множество сцен мне показалось знакомым, но сюжет я не мог вспомнить. Поэтому несмотря на знакомые отдельные сцены, сам фильм пересмотрел с большим удовольствием. Помню, что мама как-то сказала: «Очередная американская мура!». Фильм долгий, 3 часа, смотрел в несколько этапов. Что меня больше всего удивило, так это то, что раньше я не обратил на это произведение ни малейшего внимания, теперь же мне с кристальной ясностью предстал замысел писателя и та филигранная чёткость описания общественно-политических процессов в постапокалиптическом обществе (привет вирус!). А может я просто поумнел? )))

ЗАВЯЗКА

Сюжет я рассказывать не буду – кто не смотрел пусть посмотрит, кто смотрел – для того это лишнее.
Сюжет развивается на фоне постапокалиптического краха США – после возможно ядерной войны, долгой зимы и моровой язвы (опять вирус!) остатки населения Северо-Запада США пытаются выжит в этом мире.
Почему Северо-Запад? Ну наверное потому, что по американским меркам это если и не жопа мира, то достаточно отдалённый географически изолированный район США – с юга он ограничен пустынями, с востока Великими Равнинами, с запада – Тихий океан. Вдоль его пересекает несколько хребтов – в общем неудивительно, что если где и могли спастись американцы, то это там.
Действия фильма происходит через 16 лет после Апокалипсиса – когда уже вроде бы затянулись раны, но ещё живо поколение помнящее прошлую сказочную «докризисную» жизнь. То есть ещё не одичали и пока ещё пользуются остатками цивилизации (пользуются огнестрельным оружием, кое-где есть электричество (!), при этом пересели на лошадей), но уже вырастает новое молодое поколение, которое практически не знает старой жизни, не образовано, не прошло старой школы, и воспринимает её как сказку про «старое доброе время».

И вот на этом фоне происходит битва двух миров, за перипетиями которым мы и наблюдаем …

БИТВА ДВУХ МИРОВ. СИЛОВИКИ vs. ЧИНОВНИКИ

МИР СИЛОВИКОВ

Мир силовиков представлен генералом Бетлехемом бывшим офицером одного из подразделений бывшей армии США. Остатки армии сбились в новую организацию – холнистов (голнистов/гольдистов – разность перевода знаете) по имени отца-основателя Натана/Нейтона Холна/Гольда (опять евреи!). Философия сего субъекта основана на культе насилия – «типа раньше были слабаки – потому и проиграли, а теперь мы ого-го-го!».

Сильнейшими естественно стали силовики – бывшие военные, полицейские, чекисты. Генерал Бетлехем организовал своего рода феодальный строй, в прямом смысле. Причём раннефеодальный.
Его система достаточно проста – он устраивает полюдье, как первобытный русский князь: объезжает подвластную территорию, изымает продовольствие и молодёжь для рекрутов. Так он показывает свою власть, но одновременно он и ослабляет отдельные редкие общины выживших – молодёжь, оружие и еда регулярно изымаются, что не даёт им разжиреть и много о себе думать.
Это к вопросу о королевских столицах и переезжающих королевских дворах в средневековье – надо постоянно быть в разъездах, постоянно напоминать о себе, постоянно терроризировать подданных. Чтобы помнили.
Молодежь он обрабатывает в стиле своей философии, эта философия сродни рыцарской или казачьей/спартанской – воинское братство, которое благодаря своему духу гораздо выше прочего быдла, которому уготовано рабское положение. В результате те кто выживает – проходит своего рода промывку мозгов, у них появляется то, что раньше называлось «моралью ландскнехтов» - смотреть на гражданских, как на рабов и слуг. Многим нравиться…

МИР ЧИНОВНИКОВ

В противовес миру силовиков зарождается совсем другой мир – мир чиновников, мир цивилизации и прогресса. Причём зарождается весьма слабо и ненадёжно – какая-то почта перевозящая бабьи сплетни, вдруг оказывается центром сопротивления неофеодализму.
Почему?
Ну, во-первых, потому, что у гражданских появляется дополнительный канал связи, не контролируемый силовиками, а силовики любят всё контролировать.
Но самое главное возникает гигантская ткань общения, которая начинает объединять людей – почтальоны посвящают в почтальоны всё новых и новых людей и возникает почтовая цепная реакция, которая соединяет в сеть всё большую и большую территорию. Люди начинают САМООРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ.
А это угроза для силовиков
В результате для них наступает сильнейший кризис, приводящий к их поражению.

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Если оценивать личностные качества, то Почтальон конечно проигрывает генералу – он тряпка, лжец, мошенник и аферист, не может трахнуть бабу, которая полностью от него зависит, не может командовать подчинёнными, которые ставят его перед фактами уже свершившихся проблем и т.п.

Напротив, генерал Бетлехем – сильная волевая личность, он можно сказать стержень своей армии. Он один силой своей воли заставляет крутиться систему полюдья, хотя многие его подчинённые начинают уставать от этого круговорота. Он один вовремя раскрывает угрозу почтовой связи, хотя подчинённые НЕ ВИДЯТ СМЫСЛА убивать курьеров ради бабьих сплетен и озлоблять гражданских. Он своего рода Карл Великий Северо-Запада США – после его смерти (неважно естественной или насильственной) его командиры растащат государство на уделы и устроят обыкновенные феодальные междоусобицы, поставив тем самым на возрождении цивилизации жирный крест. (а вы спрашиваете откуда взялись Тёмные Века).

Но вместе с тем, народ на стороне Почтальона и он толкает его вперёд несмотря на сопротивление и желание отлынивать, а то и смыться. Вот он ход истории.

ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И ВЫБОРА

Вообще если мы посмотрим на всю постапокалиптическую фантастику, то тема крутых и благородных военных просто доминирует. Люди должны рисковать своей жизнью неизвестно ради чего и при этом не стать бандой разбойников или образовать дружину какого-нибудь князя (причём это не самый плохой вариант). Вот обязательно они должны кого-то спасать! Читать и смотреть это примитивное «творчество» просто нет сил.

Чисто психологически – у военных тоже должно быть нормальное будущее – или нормальная гражданская жизнь или нормальная феодальная жизнь. Воевать «просто так» ни у кого нет мотива.

Но у нас лепят каких-то непонятных военных, оторванных даже от НАШЕЙ реальности.

Выбор большинства совков, конечно за «твёрдую власть» (чтобы в жопу трахали!) – такие вот гомофобы.

При этом, посмотрите на всю эту вонь при вводе карантина, а твёрдой властью и ещё и не пахнет…

В связи с этим, данное произведение выделяется своей оригинальностью и … ПРАВДИВОСТЬЮ.
Tags: апокалипсис, жизнь, культура, постапокалипсис, фантастика, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments